Изучение самоценности личности | Психологический центр Успех
Close

03.01.2022

Изучение самоценности личности

Изучение самоценности личности | Психологический центр Успех

Климова Е. К., Помазина О. А. Психология успеха. Практикум по саморазвитию личности: учебно-­методическое пособие / Е. К. Климова, О. А. Помазина.  – 2-е изд., испр. и доп.  — Калуга: Эйдос, 2022. C.74-79. http://psiuspeh.ru/psihologiya-uspeha-praktikum-po-samorazvitiyu-lichnosti-2-e-izd-ispr-i-dop-klimova-elena-pomazina-olga/

 Методика «Изучение самоценности личности»

(Е. К. Климова, О. А. Помазина)

Инструкция. Вам предлагается десять групп утверждений. Из каждой группы выберите одно из трех высказываний (а, б или в), которое в наиболь­шей степени характеризует ваше отношение к себе. В столбце «Ответ» текста опросника (табл. 1) запишите подходящий вам вариант ответа (цифру с буквой).

 Таблица 1

Текст опросника 

Утверждения Ответ
1. а) Я хорошо отношусь к себе, так как заслуживаю этого.  
б) Я люблю себя безусловно.
в) Я не очень хорошо отношусь к себе, так как не оправдываю свои ожидания.
2. а) Сравнение с другими людьми по наиболее важным параметрам показывает, что я лучше других.  
б) Сравнение с другими людьми показывает, что по ряду параметров я хуже других.
в) Я стараюсь не сравнивать себя с другими.
3. а) В случае неудачи я прощаю свои промахи, стараюсь по возможности исправить ситуацию.  
б) Не признаю неудачу и стараюсь любой ценой добиться своего.
в) В случае неудачи ощущаю свою неполноценность, испытываю чувство вины, ругаю себя.
4. а) Думаю, что близкие люди любят меня просто так.  
б) Считаю, что заслуживаю любви близких.
в) Считаю, что любовь близких мне ещё нужно заслужить.
5. а) Мне очень трудно отказать значимому для меня человеку, даже если он может справиться самостоятельно (появляется чувство вины, стыда и др.).  
б) Мне легко отказать значимому для меня человеку, так как каждый должен сам справляться со своими трудностями.
в) Я могу сказать «нет» значимому для меня человеку, если считаю, что он может решить проблему самостоятельно.
6. а) Если я поступил плохо по отношению к другому человеку, то ругаю себя, прокручиваю в голове ситуацию несколько раз; пытаюсь разобраться, что было бы, если бы я поступил по-другому.  
б) Если я поступил плохо по отношению к другому человеку, значит, он этого заслужил.
в) Если я поступил плохо по отношению к другому человеку, то стараюсь исправить ситуацию.
7. а) Мне нравится моя внешность.  
б) Я считаю себя не очень красивым.
в) Я считаю себя красивее других.
8. а) Я стараюсь одеваться так, чтобы чувствовать себя на высоте и выглядеть лучше всех.  
б) Я выбираю одежду так, чтобы чувствовать себя в ней комфортно, и чтобы она соответствовала по стилю ситуации.
в) Мне трудно подобрать одежду, в которой я чувствовал бы себя на высоте. Мне безразлично, что надевать.
9. а) Я чувствую свою неполноценность, когда меня критикуют окружающие.  
б) Я безразличен к критике окружающих.
в) Я выслушиваю критические высказывания и учитываю их в своей деятельности.
10 а) Если человек мне дорог, я стараюсь соответствовать его ожиданиям, угодить ему.  
б) Даже если человек мне дорог, я не буду подстраиваться под него.
в) Если человек мне дорог, я стараюсь понять его и по возможности учесть его желания.

Обработка результатов

Для анализа результатов обрати­тесь к Ключу для обработки результатов       (табл. 2). 

Таблица 2

Ключ для обработки результатов 

  Название шкалы
Шкала 1. Безусловно высокая самоценность Шкала 2. Безусловно низкая самоценность
2.1. Ощущение своего превосходства над другими 2.2. Ощущение своей неполноценности
Ключ к методике 1б, 2в, 3а, 4а, 5в,

6в, 7а, 8б, 9в, 10в

1а, 2а, 3б, 4б, 5б,

6б, 7в, 8а, 9б, 10б;

1в, 2б, 3в, 4в, 5а,

6а, 7б, 8в, 9а, 10а

Сырой балл      
Накопленные

частоты, в %

     
 

 В строке «Ключ к методике» найдите и обведите свои ва­рианты ответов (номер с буквой). За каждый обведенный    ответ присваивается 1 балл. Посчитайте количество сырых баллов по каждой шкале. Для этого в каждом столбце посчитайте количе­ство обведенных ответов и запишите полученное число в строке «Сырой балл».

Переведите сырые баллы в накопленные частоты. Для   этого сырые баллы, записанные в каждом столбце умножьте на 10. Полученные числа запишите в строке «На­копленные частоты».

Для нахождения значения накопленных частот по шкале 2 сложите накопленные частоты по шкалам 2.1 и 2.2. Полученную сумму запишите в соответствующей ячейке.

Интерпретация результатов

 Шкала 1 «Безусловно высокая самоценность».

Эта шкала является основной. Она отражает уровень       безусловной ценности человека:

  • значение накопленных частот в интервале от 80% до 100% свидетельствует о высоком уровне безусловной ценности (безусловно высокой само­ценности);
  • значение накопленных частот в интервале от 0% до 50% говорит о низком уровне безусловной ценности (безусловно низкой самоценности);
  • значение накопленных частот в проме­жутке от 50% до 80% означает, что уровень безусловной ценности человека находится в зоне неопределенности, то есть вид самоценности не поддается однозначной интерпретации.

Шкала 2 «Безусловно низкая самоценность».

Данная шкала является вспомогательной.

Она показывает, через какие ощущения, чувства, представления проявляется низкая самоценность:

2.1. Ощущение своей сверхзначимости (сверхценности, чувство превосходства над другими) возникает у человека,   если он считает себя лучше других по значимым для него      параметрам.

2.2. Ощущение своей незначимости (неполноценности, ничтожности, ущербности) возникает у человека, если он считает себя хуже других по значимым для него параметрам.

Возмож­но несколько вариантов соотношения шкал 2.1 и 2.2:

  • если значения по шкале 2.1 выше значений по шкале 2.2, то безусловно низкая самоценность чаще проявляется через ощущение своей сверхзначимости;
  • если значения по шкале 2.2 выше значений по шкале 2.1, то безусловно низкая самоценность чаще проявля­ется через ощущение своей незначимости;
  • если значения по шкалам равны, то человек испытывает чувство сверхзначимости или чувство незначимости в зависимости от того, успешен или не успешен он в той или иной ситуации.

Характеристика видов самоценности

Безусловно высокая самоценность (принятие себя без каких-либо условий) проявляется в ощущении безусловно   высокой собственной зна­чимости. Человек с высокой самоценностью чувствует себя нуж­ным и важным, принимает себя таким, какой есть, позитивно к себе относится. У него есть ощущение своей полноценности, важности своего существования, чувство собственного достоинства. У такого человека нет потребности доказывать себе и дру­гим, что он что-то значит и чего-то стоит, он не самоутверждается за счёт других. Он считает себя достойным уважитель­ного отношения, внимания и любви независимо от соответ­ствия своему идеалу, демонстрируемых им успехов или неудач. Ощущая свою высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. У него есть потребность в самореализации и раскрытии своего потенциала.

Безусловно низкая самоценность (при­нятие себя с условиями) может проявляться как в ощущении своей сверхзначимости, своего превосходства над другими, так и в ощущении своей незначимости, неполноценности. У человека с низкой самоценностью ощущение собственной значимости зависит от того, соответствует ли он определенным значимым для него параметрам. Низкая самоценность может проявляться:

  • в потребности доказывать себе и другим свою значимость, самоутверждаться;
  • в противоречивых чувствах по отношению к себе — в ощущении превосходства в ситуации успеха и ощущении неполноценности при неудаче;
  • в синдроме самозванца – в ощущении того, что человек из себя ничего не представляет, а другие люди считают его лучше, чем он есть на самом деле.

Ощущение своей сверхзначимости проявляется в том, что у человека есть потребность всегда быть лучшим, особенно, в значимых для него сферах. Такой человек, сравнивая себя с другими, считает себя лучше по ряду значи­мых для него параметров. Для поддержания у себя ощущения собственной значимости он нуждается во внутреннем и внешнем подтверждении, в доказательствах себе и другим, что он лучший.      Испытывая чувство собственного превосходства, он не считает ценными тех людей, которые не обладают значимыми для    него ценностями, качествами, способностями, возможностями; может самоутверждаться за их счет.

Ощущение своей незначимости проявляется в том, что человек, сравнивая себя с другими, считает себя хуже по ряду значимых для него параме­тров, ощущает свою бесполезность, ничтожность, неполноценность, ущербность, стыд за себя. Он старается доказать себе и дру­гим свою значимость, заслуживает любовь и хорошее отношение к себе значимых людей, жертвует важными для него ценностями, даже когда его об этом не просят. Не испытывая чувства собственного достоинства, он вызывает неуважительное, пренебрежительное отношение к себе со стороны других людей. Не получая благодарности   взамен, он может проявлять агрессию по отношению к себе и другим.

Кнопка наверх | Психология Успеха