Close

08.10.2017

Изучение самоценности личности

Изучение самоценности личности | Психологический центр Успех

Климова Е. К., Помазина О. А. Психология успеха. Практикум по саморазвитию личности: учебно-методическое пособие; науч. ред. Е.К. Климова. –  СПб.: Речь, 2016. — С.88-92.

 Опросник «Изучение самоценности личности»

(Е.К. Климова, О.А. Помазина)

 Инструкция: Вам предлагается десять групп утверждений. Из каждой группы выберите одно из трёх высказываний, в наибольшей степени характеризующее ваше отношение к себе. В столбце  «Ответ» таблицы 1 обведите подходящий вам вариант ответа (цифру с буквой).

Таблица 1.

Текст опросника

Утверждения Ответ
1. а) Я хорошо отношусь к себе, так как заслуживаю этого 1а.
б) Я люблю себя безусловно 1б.
в) Я не очень хорошо отношусь к себе, так как не оправдываю своих ожиданий 1в.
2. а) Сравнение с другими людьми по наиболее важным параметрам показывает, что я лучше других 2а.
б) Сравнение с другими людьми показывает, что по ряду параметров я хуже других 2б.
в) Я стараюсь не сравнивать себя с другими 2в.
3. а) В случае неудачи я прощаю свои промахи, стараюсь по возможности исправить ситуацию 3а.
б) Не признаю неудачу и стараюсь любой ценой добиться своего 3б.
в) В случае неудачи ощущаю свою неполноценность, испытываю чувство вины, ругаю себя 3в.
4. а) Думаю, что близкие люди любят меня просто так 4а.
б) Считаю, что заслуживаю любви близких 4б.
в) Считаю, что любовь близких мне ещё нужно заслужить 4в.
5. а) Мне трудно отказать значимому для меня человеку. Я боюсь, что он плохо обо мне подумает 5а.
б) Мне легко отказать значимому для меня человеку, так как каждый должен сам справляться со своими трудностями 5б.
в) Я могу сказать «нет» значимому для меня человеку, если считаю, что он может решить проблему самостоятельно 5в.
6. а) Если я поступил плохо по отношению к другому человеку, то ругаю себя, прокручиваю в голове ситуацию несколько раз; пытаюсь разобраться, что было бы, если бы я поступил по-другому 6а.
б) Если я поступил плохо по отношению к другому человеку, значит, он этого заслужил 6б.
в) Если я поступил плохо по отношению к другому человеку, то стараюсь исправить ситуацию 6в.
7. а) Мне нравится моя внешность 7а.
б) Я считаю себя не очень красивым 7б.
в) Я считаю себя красивее других 7в.
8. а) Я стараюсь одеваться так, чтобы чувствовать себя на высоте и выглядеть лучше всех 8а.
б) Я выбираю одежду так, чтобы чувствовать себя в ней комфортно, и чтобы она соответствовала по стилю ситуации 8б.
в) Мне трудно подобрать одежду, в которой я чувствовал бы себя на высоте. Мне безразлично, что одевать 8в.
9. а) Я чувствую свою неполноценность, когда меня критикуют окружающие 9а.
б) Я безразличен к критике окружающих 9б.
в) Я выслушиваю критические высказывания и учитываю их в своей деятельности 9в.
10 а) Если человек мне дорог, я стараюсь соответствовать его ожиданиям, угодить ему 10а.
б) Даже если человек мне дорог, я не буду подстраиваться под него 10б.
в) Если человек мне дорог, я стараюсь понять его и по возможности учесть его желания 10в.

 Обработка результатов

Для анализа результатов обратитесь к таблице 2 «Ключ для обработки результатов».

В столбце «Ключ к методике» найдите и обведите свои варианты ответов (номер с буквой). За каждый обведённый ответ присваивается 1 балл. Посчитайте количество сырых баллов по каждой шкале. Для этого в каждой строке посчитайте количество обведённых ответов и запишите полученное число в столбец «Сырой балл».

Переведите сырые баллы в накопленные частоты (в проценты). Для этого полученные сырые баллы в каждой строчке умножьте на 10 и запишите полученные данные в столбец «Накопленные частоты».

Для нахождения значения накопленных частот по шкале 2 сложите значения накопленных частот по шкалам 2.1. и 2.2.

 Таблица 2.

Ключ для обработки результатов

 

 

 

Название шкалы самоценности

 

Ключ к методике  

Сырой балл

Накоп-ленные частоты, 

в %

Шкала 1. Высокая безусловная самоценность 1б, 2в, 3а, 4а, 5в, 6в, 7а, 8б, 9в, 10в
Шкала 2. Низкая, зависящая

от условий, самоценность

2.1.Ощущение своего превосходства над другими 1а, 2а, 3б, 4б, 5б, 6б, 7в, 8а, 9б, 10б;
2.2.Ощущение своей неполноценности 1в, 2б, 3в, 4в, 5а, 6а, 7б, 8в, 9а, 10а

Интерпретация результатов

 Для определения своего вида самоценности проанализируем значения накопленных частот по шкале 1 «Высокая самоценность». Значения в интервале от 75 до 100% свидетельствуют о преобладании у человека высокой самоценности. Значения в интервале от 0 до 50% говорят о низкой самоценности индивида. Значения накопленных частот в промежутке от 50 до 75% лежат в зоне неопределенности, то есть не поддаются однозначной интерпретации.

Рассмотрение значений накопленных частот по шкале 2 «Низкая самоценность» позволяет осознать, как выражается низкая самоценность у человека: через ощущение своего превосходства над другими или через ощущение своей неполноценности. Возможны несколько вариантов соотношения шкал 2.1 и 2.2. Если одна шкала имеет более высокие значения, чем другая, это свидетельствует о преобладании у индивида соответствующего вида низкой самоценности. Если выше значения по шкале 2.1, то низкая самоценность проявляется через ощущение превосходства, если выше значения по шкале 2.2, то низкая самоценность проявляется через ощущение своей неполноценности. Если значения по шкалам равны, это означает, что низкая самоценность у человека проявляется ситуационно: через ощущение своего превосходства над другими (при соответствии человека значимым для него параметрам) и через ощущение своей неполноценности (в случае несоответствия человека значимым для него параметрам).

Рассмотрим каждый вид самоценности более подробно.

Шкала 1. Высокая безусловная самоценность (принятие себя без условий) проявляется в ощущении высокой собственной значимости. Человек с высокой самоценностью чувствует себя нужным и важным, принимает себя таким, какой есть, позитивно к себе относится. Другими словами, у него есть ощущение своей полноценности, важности своего существования, нужности таким, какой есть; у него нет потребности доказывать себе и другим, что он чего-то стоит. Он считает себя достойным уважительного отношения, внимания и любви, вне зависимости от соответствия своему идеалу и демонстрируемых им успехов или неудач. Ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей.

Шкала 2. Низкая, зависящая от условий, самоценность (принятие себя с условиями) может проявляться как в ощущении своей сверхзначимости, своего превосходства над другими, так и в ощущении своей незначимости, неполноценности. У человека с низкой самоценностью ощущение собственной значимости зависит от того, соответствует он или не соответствует определённым значимым для него параметрам. Показателями низкой самоценности являются: наличие у человека противоречивых чувств по отношению к себе, потребность доказывать себе и другим свою значимость, стремление компенсировать ощущение своей неполноценности.

Шкала 2.1. Ощущение своего превосходства над другими (ощущение своей сверхзначимости) проявляется в том, что человек, сравнивая себя с другими, считает себя лучше по ряду значимых для него параметров, ощущает свою исключительную значимость, сверхполезность. Для поддержания у себя ощущения собственной значимости, он нуждается во внутреннем и внешнем подтверждении, в доказательствах себе и другим, что он лучший. Испытывая чувство собственного превосходства, он не считает ценными тех людей, которые не обладают значимыми для него ценностями, качествами, способностями, возможностями; может самоутверждаться за их счёт.

Шкала 2.2. Ощущение своей неполноценности (ощущение своей незначимости) проявляется в том, что человек, сравнивая себя с другими, считает себя хуже по ряду значимых для него параметров, ощущает свою бесполезность, может испытывать чувство ничтожности, неполноценности. Ощущая свою низкую ценность, он ожидает пренебрежительного отношения к себе со стороны других людей, испытывает потребность доказывать себе и другим свою значимость; считает, что хорошее отношение к себе близких людей ему нужно постоянно заслуживать.

Кнопка наверх | Психология Успеха