Изучение самоценности личности
Климова Е. К., Помазина О. А. Психология успеха. Практикум по саморазвитию личности: учебно-методическое пособие / Е. К. Климова, О. А. Помазина. – 2-е изд., испр. и доп. — Калуга: Эйдос, 2022. C.74-79. https://psiuspeh.ru/psihologiya-uspeha-praktikum-po-samorazvitiyu-lichnosti-2-e-izd-ispr-i-dop-klimova-elena-pomazina-olga/
Методика «Изучение самоценности личности»
(Е. К. Климова, О. А. Помазина)
Инструкция. Вам предлагается десять групп утверждений. Из каждой группы выберите одно из трех высказываний (а, б или в), которое в наибольшей степени характеризует ваше отношение к себе. В столбце «Ответ» текста опросника (табл. 1) запишите подходящий вам вариант ответа (цифру с буквой).
Таблица 1
Текст опросника
№ | Утверждения | Ответ |
1. | а) Я хорошо отношусь к себе, так как заслуживаю этого. | |
б) Я люблю себя безусловно. | ||
в) Я не очень хорошо отношусь к себе, так как не оправдываю свои ожидания. | ||
2. | а) Сравнение с другими людьми по наиболее важным параметрам показывает, что я лучше других. | |
б) Сравнение с другими людьми показывает, что по ряду параметров я хуже других. | ||
в) Я стараюсь не сравнивать себя с другими. | ||
3. | а) В случае неудачи я прощаю свои промахи, стараюсь по возможности исправить ситуацию. | |
б) Не признаю неудачу и стараюсь любой ценой добиться своего. | ||
в) В случае неудачи ощущаю свою неполноценность, испытываю чувство вины, ругаю себя. | ||
4. | а) Думаю, что близкие люди любят меня просто так. | |
б) Считаю, что заслуживаю любви близких. | ||
в) Считаю, что любовь близких мне ещё нужно заслужить. |
5. | а) Мне очень трудно отказать значимому для меня человеку, даже если он может справиться самостоятельно (появляется чувство вины, стыда и др.). | |
б) Мне легко отказать значимому для меня человеку, так как каждый должен сам справляться со своими трудностями. | ||
в) Я могу сказать «нет» значимому для меня человеку, если считаю, что он может решить проблему самостоятельно. | ||
6. | а) Если я поступил плохо по отношению к другому человеку, то ругаю себя, прокручиваю в голове ситуацию несколько раз; пытаюсь разобраться, что было бы, если бы я поступил по-другому. | |
б) Если я поступил плохо по отношению к другому человеку, значит, он этого заслужил. | ||
в) Если я поступил плохо по отношению к другому человеку, то стараюсь исправить ситуацию. | ||
7. | а) Мне нравится моя внешность. | |
б) Я считаю себя не очень красивым. | ||
в) Я считаю себя красивее других. | ||
8. | а) Я стараюсь одеваться так, чтобы чувствовать себя на высоте и выглядеть лучше всех. | |
б) Я выбираю одежду так, чтобы чувствовать себя в ней комфортно, и чтобы она соответствовала по стилю ситуации. | ||
в) Мне трудно подобрать одежду, в которой я чувствовал бы себя на высоте. Мне безразлично, что надевать. | ||
9. | а) Я чувствую свою неполноценность, когда меня критикуют окружающие. | |
б) Я безразличен к критике окружающих. | ||
в) Я выслушиваю критические высказывания и учитываю их в своей деятельности. | ||
10 | а) Если человек мне дорог, я стараюсь соответствовать его ожиданиям, угодить ему. | |
б) Даже если человек мне дорог, я не буду подстраиваться под него. | ||
в) Если человек мне дорог, я стараюсь понять его и по возможности учесть его желания. |
Обработка результатов
Для анализа результатов обратитесь к Ключу для обработки результатов (табл. 2).
Таблица 2
Ключ для обработки результатов
Название шкалы | |||
Шкала 1. Безусловно высокая самоценность | Шкала 2. Безусловно низкая самоценность | ||
2.1. Ощущение своего превосходства над другими | 2.2. Ощущение своей неполноценности | ||
Ключ к методике | 1б, 2в, 3а, 4а, 5в,
6в, 7а, 8б, 9в, 10в |
1а, 2а, 3б, 4б, 5б,
6б, 7в, 8а, 9б, 10б; |
1в, 2б, 3в, 4в, 5а,
6а, 7б, 8в, 9а, 10а |
Сырой балл | |||
Накопленные
частоты, в % |
|||
В строке «Ключ к методике» найдите и обведите свои варианты ответов (номер с буквой). За каждый обведенный ответ присваивается 1 балл. Посчитайте количество сырых баллов по каждой шкале. Для этого в каждом столбце посчитайте количество обведенных ответов и запишите полученное число в строке «Сырой балл».
Переведите сырые баллы в накопленные частоты. Для этого сырые баллы, записанные в каждом столбце умножьте на 10. Полученные числа запишите в строке «Накопленные частоты».
Для нахождения значения накопленных частот по шкале 2 сложите накопленные частоты по шкалам 2.1 и 2.2. Полученную сумму запишите в соответствующей ячейке.
Интерпретация результатов
Шкала 1 «Безусловно высокая самоценность».
Эта шкала является основной. Она отражает уровень безусловной ценности человека:
- значение накопленных частот в интервале от 80% до 100% свидетельствует о высоком уровне безусловной ценности (безусловно высокой самоценности);
- значение накопленных частот в интервале от 0% до 50% говорит о низком уровне безусловной ценности (безусловно низкой самоценности);
- значение накопленных частот в промежутке от 50% до 80% означает, что уровень безусловной ценности человека находится в зоне неопределенности, то есть вид самоценности не поддается однозначной интерпретации.
Шкала 2 «Безусловно низкая самоценность».
Данная шкала является вспомогательной.
Она показывает, через какие ощущения, чувства, представления проявляется низкая самоценность:
2.1. Ощущение своей сверхзначимости (сверхценности, чувство превосходства над другими) возникает у человека, если он считает себя лучше других по значимым для него параметрам.
2.2. Ощущение своей незначимости (неполноценности, ничтожности, ущербности) возникает у человека, если он считает себя хуже других по значимым для него параметрам.
Возможно несколько вариантов соотношения шкал 2.1 и 2.2:
- если значения по шкале 2.1 выше значений по шкале 2.2, то безусловно низкая самоценность чаще проявляется через ощущение своей сверхзначимости;
- если значения по шкале 2.2 выше значений по шкале 2.1, то безусловно низкая самоценность чаще проявляется через ощущение своей незначимости;
- если значения по шкалам равны, то человек испытывает чувство сверхзначимости или чувство незначимости в зависимости от того, успешен или не успешен он в той или иной ситуации.
Характеристика видов самоценности
Безусловно высокая самоценность (принятие себя без каких-либо условий) проявляется в ощущении безусловно высокой собственной значимости. Человек с высокой самоценностью чувствует себя нужным и важным, принимает себя таким, какой есть, позитивно к себе относится. У него есть ощущение своей полноценности, важности своего существования, чувство собственного достоинства. У такого человека нет потребности доказывать себе и другим, что он что-то значит и чего-то стоит, он не самоутверждается за счёт других. Он считает себя достойным уважительного отношения, внимания и любви независимо от соответствия своему идеалу, демонстрируемых им успехов или неудач. Ощущая свою высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. У него есть потребность в самореализации и раскрытии своего потенциала.
Безусловно низкая самоценность (принятие себя с условиями) может проявляться как в ощущении своей сверхзначимости, своего превосходства над другими, так и в ощущении своей незначимости, неполноценности. У человека с низкой самоценностью ощущение собственной значимости зависит от того, соответствует ли он определенным значимым для него параметрам. Низкая самоценность может проявляться:
- в потребности доказывать себе и другим свою значимость, самоутверждаться;
- в противоречивых чувствах по отношению к себе — в ощущении превосходства в ситуации успеха и ощущении неполноценности при неудаче;
- в синдроме самозванца – в ощущении того, что человек из себя ничего не представляет, а другие люди считают его лучше, чем он есть на самом деле.
Ощущение своей сверхзначимости проявляется в том, что у человека есть потребность всегда быть лучшим, особенно, в значимых для него сферах. Такой человек, сравнивая себя с другими, считает себя лучше по ряду значимых для него параметров. Для поддержания у себя ощущения собственной значимости он нуждается во внутреннем и внешнем подтверждении, в доказательствах себе и другим, что он лучший. Испытывая чувство собственного превосходства, он не считает ценными тех людей, которые не обладают значимыми для него ценностями, качествами, способностями, возможностями; может самоутверждаться за их счет.
Ощущение своей незначимости проявляется в том, что человек, сравнивая себя с другими, считает себя хуже по ряду значимых для него параметров, ощущает свою бесполезность, ничтожность, неполноценность, ущербность, стыд за себя. Он старается доказать себе и другим свою значимость, заслуживает любовь и хорошее отношение к себе значимых людей, жертвует важными для него ценностями, даже когда его об этом не просят. Не испытывая чувства собственного достоинства, он вызывает неуважительное, пренебрежительное отношение к себе со стороны других людей. Не получая благодарности взамен, он может проявлять агрессию по отношению к себе и другим.