Стиль общения родителей для профилактики неврозов у детей
Конструктивный стиль общения родителей и педагогов имеет огромное значение для профилактики неврозов у детей и подростков.
Известный американский психотерапевт Вирджиния Сатир предложила типологию стилей родительского воспитания. Она разделила родителей на две категории: родители на пьедестале и родители без пьедестала. К родительским стилям «На пьедестале» она отнесла Родителя – Начальника и Родителя – компьютера, Родителя – Мученика и Родителя – Приятеля (другими словами, авторитарный и либерально-полустительский стили); а к родительскому стилю «Без пьедестала» — Родителя-Партнёра (демократический стиль).
Родитель-Начальник — это родитель, который ставит на пьедестал такую значимую для него ценность как власть. От детей он требует, прежде всего, послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, всё на свете знает и считает себя образцом. Это эмоциональный, гневливый взрослой. Он обвиняет и держит в страхе детей, сравнивает их с другими детьми или с значимым для него идеалом. Он часто хорошо знает скрытые болевые точки своих детей и умело их используют для поддержания своего авторитета. К чему приводит подобный родительский стиль общения с подростком? К бунту до этого послушного ребёнка; страхам, паническим атакам, психосоматическим симптомам у подростка.
Родитель-Компьютер — это тоже авторитарный родитель, но закрытый и холодный. Его пьедестал — компетентность и интеллект. Он требует от детей выполнения обязанностей, может с каменным лицом произносить прописные истины, похож на робота. Такой взрослый считает, что в воспитании главное – компетентность, и если кто-то ей и обладает, это — он сам. В его речи преобладают безличные предложения: «Все знают, что…», «Хорошо известно…», «Говорят…», и практически отсутствуют высказывания, отражающие его собственное мнение. Холод, который идёт от такого родителя очень негативно сказывается на ребенке. Эксперименты показали, что для ребёнка очень страшно, когда у взрослого безжизненное лицо. Он чувствует себя очень несчастным, старается привлечь к себе внимание любыми способами, в том числе неконструктивными. Результат какого стиля поведения — снижение уверенности в себе детей, возникновение у них ощущения вынужденности, навязанности жизни.
Родитель — Мученик. На пьедестале у него стоит бесконфликтность. Моя практика показывает, что у такого родителя часто на пьедестале также стоит мораль, жертвенность.Такой родитель хочет служить своему ребёнку, быть хорошим, образцовым родителем. Он идёт на большие жертвы по любому поводу и всегда выступают с позиции миротворца. Он испытывает постоянное чувство вины, взваливает на себя чужую работу, и, по сути, избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликту. Такой стиль поведения родителя очень пагубно влияет на детей: одних она провоцирует на манипуляцию родителем – формирует у них позицию «тирана», у других появляется страх возникновения проблем, то есть формируется позиция «жертвы».
Родитель-Приятель. Его пьедестал – популярность, приятельские отношения. Это безразличный родитель, для которого самое важное — собственное спокойствие. Он готов всё простить, независимо от возможных последствий. Он равнодушен по отношению к ребёнку и его проблемам. Результатом вседозволенности и попустительства со стороны родителя может стать противоправное поведение ребёнка и подростка.
Родитель – Партнёр. У него нет никакого пьедестала. Он считает, что никто не выше и никто не ниже. Он ощущает себя лидером вдохновителем, помогает ребёнку стать самостоятельным, поддерживает в случае необходимости, сотрудничает с ребёнком и учит его этому умению.
Как перейти из той или иной позиции «На пьедестале» в позицию «Без пьедестала» смотрите в вебинаре https://vk.com/id70268567?z=video-145924129_456239460%2F7e7be16ea3ca22d576%2Fpl_wall_70268567
© Елена Климова