Технологии психологического сопровождения адаптации студентов-первокурсников
Климова Е.К., Помазина О.А., Бакурова О.Н. Технологии психологического сопровождения адаптации студентов – первокурсников. // Психология в вузе. 2007. №4. – С. 64 – 103.
Традиционно сложилось так, что отечественное высшее образование ориентировано в основном на формирование у студентов операционно-технической стороны профессиональной деятельности и не уделяет должного внимания развитию мотивационно-смысловых компонентов этой деятельности. Между тем внутренняя мотивация учебно-профессиональной деятельности является важнейшим условием эффективного становления будущего специалиста и выражается через осознанное отношение студентов к самоорганизации учебного процесса. Большинство же современных студентов приходят в высшее учебное заведение, не обладая сформированной мотивационно-смысловой сферой, не имея внутренней учебно-профессиональной мотивации.
Исследование мотивов, проведенное авторами в 2006-2007 гг. на выборке первокурсников Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, показало, что лишь 14 % студентов имеют мотивацию обучения в вузе, релевантную предметному содержанию педагогической деятельности (студентам нравится обучать, развивать, воспитывать детей; они мечтают стать учителями). Для 36 % выборки характерны лишь общие познавательные интересы (им нравится процесс учения, получения знаний). 18 % студентов в качестве ведущего мотива выделяют получение диплома о высшем образовании, 32 % студентов выбрали педагогический университет, руководствуясь внешними мотивами (не поступили в другой вуз, последовали желанию родителей, необходима отсрочка от армии).
…
Работа по психологическому сопровождению процесса адаптации студентов-первокурсников в рамках Калужского государственного педагогического университета проводится в два этапа. На первом из них осуществляется ролевая игра «Успешное студенчество» (проводится в первые дни пребывания студентов в вузе). Второй этап реализуется в форме социально-психологического тренинга «Осознанное студенчество», проводимого в рамках преподавания психологической части курса «Введение в специальность» (первый семестр, первый год обучения). …
Прочитать текст целиком: Климова Е.К., Помазина О.А., Бакурова О.Н. Технологии психологического сопровождения адаптации студентов